Уголовная ответственность за террористический акт

Статья 205. Террористический акт

уголовная ответственность за террористический акт

Новая редакция Ст. 205 УК РФ

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

2. Те же деяния:

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 205 УК РФ

1. Террористический акт — многообъектное преступление. Основным объектом терроризма является общественная безопасность. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, имущественные или иные интересы физических и юридических лиц.

2. Объективная сторона составов преступления состоит в совершении взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий либо в угрозе совершения указанных действий.

2.1. Иные (кроме взрыва и поджога) действия могут состоять в устройстве обвалов, камнепадов, потопов, аварий, катастроф и крушений на транспорте, разрушении зданий, культурных и религиозных сооружений, в бактериологическом, радиоактивном, химическом и ином заражении местности, водоемов и т.д., которые создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий.

3. Преступление окончено (составами) при условии, если совершены указанные действия либо возникла угроза их совершения и они создали реальную опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.

3.1. Реальность опасности наступления указанных последствий оценивается на основе имеющихся материалов о времени, месте, обстановке, способе совершения общеопасных деяний, экспертных оценках и влиянии на механизм преступного посягательства и других, нередко случайных, обстоятельств (скопление людей, транспортных средств, животных и т.п.).

3.2. Опасность гибели людей означает, что она угрожала хотя бы одному человеку.

3.3. Значительность имущественного ущерба определяется на основе стоимости уничтоженного или поврежденного имущества, его количества и значимости для потерпевшего, материального положения последнего. Он не тождествен термину «значительный ущерб», используемому законодателем при формулировании составов имущественных преступлений.

3.4. Иные тяжкие последствия могут выражаться в умышленном причинении гражданам вреда здоровью различной степени тяжести, дестабилизации обстановки в определенном населенном пункте, остановке работы транспорта и т.п.

4. Отягчающими обстоятельствами террористического акта (ч. 2) являются совершение его: группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35) или с применением оружия (см. коммент. к ст. 162).

4.1. Не образует квалифицированного состава террористического акта применение оружия в целях избежания задержания после совершения террористического акта.

5. Особо квалифицированный состав террористического акта (ч. 3) включает в себя следующие отягчающие обстоятельства: а) совершение его организованной группой (см. коммент. к ст. 35); б) наступление по неосторожности смерти человека (см. коммент. к ст.

111); в) наступление иных тяжких последствий; г) сопряженный с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ (см. коммент. к ст. 220 — 221 и 247 — 248).

5.1.

Иные тяжкие последствия могут выражаться: в дезорганизации органов государственной власти и местного самоуправления на длительный срок; срыве мероприятий, имеющих важное политическое (выборы в представительные органы власти, референдум) либо социально-культурное (крупные международные спортивные мероприятия) значение; парализации на длительный срок объектов жизнеобеспечения населенных пунктов; наступлении экологической катастрофы; массовом заболевании людей (эпидемия) или животных (эпизоотия); отравлении окружающей среды, требующем аварийно-спасательных и восстановительных работ; причинении крупного или особо крупного материального ущерба потерпевшему; причинении по неосторожности смерти двум и более лицам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Заявление в следственный комитет о мошенничестве

6.

Умышленное причинение смерти человеку при террористическом акте не охватывается составом терроризма и влечет квалификацию по совокупности преступлений с соответствующими пунктами (в зависимости от обстоятельств дела) ч. 2 ст. 105.

7. Субъект преступного посягательства — вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умыслом. Для преступления, предусмотренного ч. 3, характерны две формы вины: умысел — по отношению к действиям и неосторожность — по отношению к наступлению последствий.

8.1. Обязательным признаком субъективной стороны террористического акта является наличие специальной цели — воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

8.2. Под органами власти в диспозиции этой нормы подразумеваются органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ).———————————

СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

8.3. Под международными организациями подразумеваются межгосударственные и международные общественные учреждения, находящиеся под охраной норм международного права и международного сообщества.

9. Примечание к ст. 205 предусматривает освобождение от УО лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, в случае его позитивного послепреступного поведения, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

9.1. Предупреждение органов власти следует считать своевременным, если оно сделано до начала совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность наступления последствий, указанных в ч. 1 коммент. статьи, чтобы органы власти имели реальную возможность предотвратить террористический акт.

9.2. Иной способ предотвращения террористического акта может заключаться в самостоятельных действиях лица по предотвращению взрыва, поджога, привлечению других граждан к локализации вредных последствий.

10. Террористический акт — особо тяжкое преступление.

Другой к Ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона террористического акта заключается в совершении одного из следующих действий: 1) совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; 2) угроза совершения указанных действий.

Иные действия — это различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, какие влекут взрыв или поджог, например массовые отравления, распространение эпидемий и эпизоотий, устройство аварий и катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов и др.

Угроза совершения указанных в ч. 1 действий представляет собой психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения учинить взрыв, поджог или иные подобные действия. Она должна быть реальной.

2. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из действий, указанных в ч. 1.

3. Субъективная сторона террористического акта характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком является цель — воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями, которое выражается в побуждении соответствующих субъектов к совершению действий, нужных и выгодных для виновного, в создании такой ситуации, когда указанные органы или организация вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан.

4. К квалифицированным видам террористического акта (ч.

2) относятся: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой; б) причинение по неосторожности смерти человеку; в) причинение значительного имущественного ущерба либо иных тяжких последствий.

Значительность имущественного ущерба определяется судом в каждом конкретном случае, с учетом всех обстоятельств содеянного. К иным тяжким последствиям можно отнести причинение двум или более лицам тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, длительные остановки транспорта и др.

5. Особо квалифицированный состав (ч. 3) характеризуется: а) сопряженностью с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; б) умышленным причинением смерти человеку. В последнем случае квалификации по совокупности со ст. 105 УК РФ не требуется.

6.

В соответствии с примечанием лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным (есть время для предотвращения) предупреждением органов власти (правоохранительные или иные, занимающиеся борьбой с терроризмом либо обязанные сообщать в соответствующие органы) или иным способом способствовало предотвращению акта терроризма (например, обезвредило взрывное устройство) и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-9/gl-24/st-205-uk-rf

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Новый антитеррористический пакет законопроектов внесен в Госдуму

уголовная ответственность за террористический акт

МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Новый антитеррористический пакет законопроектов, которым вводится пожизненное лишение свободы за международный терроризм, внесен в четверг в Госдуму. Авторами инициативы выступили председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров.

«Мы предлагаем закрепить в числе преступлений против мира и безопасности человечества новый состав — «международный терроризм» и устанавливаем самую высокую ответственность — вплоть до пожизненного лишения свободы», — сообщила журналистам Яровая. «Кроме того, мы предлагаем повысить уровень ответственности на срок от 10 до 15 лет за финансирование терроризма, так как это преступление, которое направлено на поощрение и укрепление террористической угрозы», — пояснила автор законопроекта.

Также вводятся новые составы преступлений, направленных на упреждение террористических преступлений, продолжила глава комитета. Это, в частности, «несообщение о преступлении террористической направленности» и «содействие экстремистской деятельности». Помимо этого, «вводится самостоятельная ответственность в виде лишения свободы от 15 до 20 лет за пособничество при совершении захвата заложников и организации незаконного вооруженного формирования», добавила парламентарий.

«Россия всегда действует в логике защиты граждан России от терроризма и непримиримой борьбы с терроризмом. Предложенные нами изменения в законодательство отражают объективную необходимость формирования новых форм правовой защиты общества и государства от наиболее опасных преступлений», — подчеркнула Яровая.

Она напомнила, что Россия «последовательно призывает мировое сообщество к созданию широкой антитеррористической коалиции, исходя из понимания того, что терроризм — это сложно соподчиненная система международной организованной преступной деятельности». «Никто не должен уйти от ответственности за участие в наиболее опасном преступном сообществе», — убеждена депутат.

Лишать гражданства РФ

Также предлагается осужденных террористов со вторым гражданством лишать гражданства РФ.

«Решение о приобретении гражданства РФ подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, 211, 277 — 282, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение», — говорится в документе.

Предложения о лишении террористов гражданства неоднократно высказывалась российскими политическими деятелями. Так, с инициативой лишать гражданства россиян, примкнувших к запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» выступал глава Чечни Рамзан Кадыров. Сенатор Озеров ранее высказал идею о том, что выезжающих за рубеж для участия в террористической деятельности россиян надо лишать гражданства, а их родственникам запрещать выезд из страны.

В декабре прошлого года депутаты Народного Собрания Дагестана вносили на рассмотрение Госдумы законопроект, которым предлагается лишать гражданства РФ лиц, выехавших за пределы РФ для участия в террористической деятельности.

Эксперты, комментируя данные инициативы, как правило, высказывали точку зрения, что они не реализуемы без внесения изменений в Конституцию РФ. В то же время Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что не считает нужным изменять Конституцию РФ, чтобы иметь возможность лишать гражданства осужденных за терроризм.

Ответственность за международный терроризм

Также главы профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации предлагают дополнить Уголовный кодекс (УК) РФ рядом новых составов преступлений, в том числе установить ответственность за содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма, что будет караться вплоть до пожизненного лишения свободы.

«Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также совершение акта международного терроризма», — говорится в пояснительной записке к пакету антитеррористических законопроектов, который внесли сегодня в Госдуму глава ее комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

В частности, как следует из текста законопроекта, УК предлагается дополнить статьей 361 «акт международного терроризма», которая гласит, что «совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ, в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а равно угроза их совершения наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненным лишением свободы».

Если результатом этих действий стала смерть человека, то наказание должно составить от 18 до 20 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок до двух лет либо пожизненное лишение свободы.

Финансирование указанных деяний, указывается в законопроекте, должно наказываться лишением свободы на срок от 10 до 15 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое соучастие в преступлении

Пособничество терроризму

Новый пакет антитеррористических законопроектов также предусматривает установление соразмерных наказанию за терроризм санкций за пособничество ему, а также введение самостоятельной ответственности за пособничество при захвате заложников и организации незаконного вооруженного формирования.

«Учитывая, что пособничество в совершении террористической деятельности является активной формой содействия наиболее опасной форме преступности, законопроектом предлагается установить соразмерные санкции, а также предусмотреть самостоятельную ответственность за пособничество при совершении захвата заложников и организации незаконного вооруженного формирования», — говорится в пояснительной записке к документу, который размещен в думской электронной базе данных.

В частности, пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205 (теракт), частью третьей статьи 206 (захват заложника), частью первой статьи 208 (организация незаконного вооруженного формирования) наказывается лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с ограничением свободы на срок от 1 года до 2 лет, сказано в тексте закона.

По мнению авторов, реализация инициатив «позволит повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан и противодействовать любым формам вовлечения их в преступную деятельность».

Основные законы по противодействию терроризму. Досье

Возрастной порог

Также законопроект предлагает понизить до 14 лет возрастной порог за террористические преступления.

«С учетом специфики ряда преступлений уголовным законодательством в настоящее время предусматривается уголовная ответственность в отношении лиц, достигших ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста», — говорится в пояснительной записке. К таким преступлениям отнесены убийство, похищение человека, кража, террористический акт, захват заложников и другие.

«Законопроектом предлагается восполнить законодательный пробел, установив аналогичный возрастной порог за преступления террористической направленности, которые совершаются умышленно и несут особую опасность для общества, очевидную для субъекта совершения преступления», — подчеркивается в документе.

В случае принятия документа, лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, будут подлежать уголовной ответственности за теракт, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, участие в деятельности террористической организации, несообщение о преступлении, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, участие в незаконном вооруженном формировании, угон судна воздушного или водного транспорта либо поезда, участие в массовых беспорядках, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, акт международного терроризма.

По словам разработчиков, «реализация федерального закона позволит повысить гарантии безопасности жизни и здоровья граждан и противодействовать любым формам вовлечения их в преступную деятельность».

Призывы к терроризму в интернете

Также законопроект предусматривает штраф до миллиона рублей или до 5 — 7 лет лишения свободы за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма в интернете. 

В настоящее время в законе речь идет о санкциях за данное преступление, совершенное с использованием СМИ, к этой формулировке теперь добавляется интернет.

«Те же деяния, совершенные с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», — наказываются штрафом в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет», — говорится в документе.

Преступление в условиях вооруженного конфликта

Также в законопроекте указывается, что совершение преступления в условиях вооруженного конфликта может стать отягчающим обстоятельством. 

«К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, предлагается отнести совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий», — говорится в пояснительной записке.

Хранить записи разговоров

Кроме того, антитеррористический пакет законопроектов обязывает операторов связи хранить в РФ в течение трех лет записи разговоров, текстовые сообщения и изображения и предоставлять их по запросу спецслужбам. 

Источник: https://tass.ru/politika/3185728

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о юриспруденции