Доказательства в административном процессе

Доказательства в административном судопроизводстве обязанность доказывания

доказательства в административном процессе

1.

2. Относящимися к делу об административном правонарушении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела.

4.

5.

6. Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности.

7.

Информационный Меморандум о введении новых правил административного судопроизводства

1 КАС РФ. Таким образом, с 15 сентября 2015 г.

дела, а также апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы, находящиеся в производстве судов и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, по перечисленным выше категориям будут рассматриваться по правилам КАС РФ. Административное судопроизводство в части стадийности и общих принципов организации процесса схоже с производством по гражданским делам.

Глава 6

2.

К источникам доказательств относятся объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта, вещественное доказательство, протокол об административном правонарушении, протокол процессуального действия, документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном настоящим Кодексом. 1.

Объяснение лица, в отношении которого ведется административный процесс, – сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, сообщенные этим лицом при опросе, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, а также при производстве иных процессуальных действий с его участием.

Потерпевший может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном право нарушении, а также о своих взаимоотношения х с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Не могут служить доказательства ми сведения. сообщаемые потерпевшим, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 6.5. ПИКоАП). 3.

Объяснение свидетеля — сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном право нарушении, сообщенные свидетелем при его опросе, а также при производстве иных процесс уальных действий с его участием (ст. 6.6. ПИКоАП)

потерпевшим, любым физическим и юридическим лицом и их представителями. Второй этап – проверка доказательств . Проверка доказательств — это удостоверение в правильности собранной информации с помощью исследования (анализа) самого доказательства. сопоставления его с уже собранными доказательства ми, а также отыскание (собирание) новых доказательств для подтверждения или опровержения имеющихся.

1.

2.

3.

В настоящей статье будут рассмотрены наиболее распространенные существенные и несущественные нарушения, допущенные при оформлении процессуальных документов по делам об административных правонарушениях, с учетом судебной практики и анализа правовых норм.

Наиболее важным процессуальным документом в деле об административном правонарушении, имеющим доказательственную силу, является протокол об административном правонарушении. Статья 28.2 КоАП РФ содержит обязательные требования, предъявляемые к протоколу, сведения, которые должны быть в нем отражены и процедуру его оформления.

— статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; Кроме перечисленных требований, в протоколе должно быть отражено, что лицу, в отношении которого он составлен, разъяснены его права и обязанности, сделана запись об ознакомлении лица с протоколом и приложены замечания к нему, если таковые имеются.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого он составлен (его представителем), либо делается отметка об отказе лица от подписания протокола. В случае несоблюдения оформления протокола, либо процедуры его составления (например, неознакомления привлекаемого лица с протоколом), такой протокол может быть признан судом недопустимым доказательством по делу.

Важным моментом является вопрос о том, какие недостатки протокола будут признаны существенными и влекущими недопустимость протокола как доказательства. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит разъяснения по данному вопросу.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных сроков составления протокола и направления его для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Отменить штраф возможно так же при неправильной квалификации нарушения. ВАС РФ в пункте 8 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/dokazatelstva-v-administrativnom-sudoproizvodstve-obyazannost-dokazyvaniya/

Доказательная база по делам об административных правонарушениях

доказательства в административном процессе

Совокупность действий процессуального характера, урегулированная ст. 26.1-26.11 КоАП РФ, является административно-процессуальным доказыванием. При рассмотрении дела об административном правонарушении следует выяснить:

  • наличие факта правонарушения;
  • кто совершил правонарушение;
  • виновность, совершившего правонарушение;
  • обстоятельства смягчающего характера;
  • обстоятельства отягчающего характера;
  • характер ущерба и его размер;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • прочие обстоятельства, имеющие значения для рассматриваемого дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Определение 1

Доказательствами являются факты и данные, на основании которых устанавливается факт нарушения, виновность лица его допустившего, обстоятельства при которых совершено правонарушение.

Эти сведения устанавливаются при составлении протокола об административном правонарушении, при объяснении лиц, имеющих отношение к делу, при написании заключений экспертами, при снятии показаний со специальных технических средств, при исследовании вещественных доказательств.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть использованы по делу об административном правонарушении. Если при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля и муниципального контроля допускались нарушения законодательной базы, выводы проверки не могут быть приняты в качестве доказательств по делу. Об этом говорится в статье 26.2 КоАП.

Лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевшая сторона, свидетели дают объяснения, имеющие отношение к административному правонарушению устно или письменно. Все объяснения должны быть отражены в протоколе, а если это необходимо, то записываются и приобщаются к делу. Об этом говорится в статье 26.3 КоАП.

Назначение экспертизы

Если возникает необходимость в специальных познаниях научного, технического, искусствоведческого, культурологического характера, судья или иной орган привлекают для рассмотрения дела экспертов. Определение судьи обязательно к исполнению экспертами или учреждениями, которые проводят экспертизу. В определении судья указывает:

  • по каким основаниям назначена экспертиза;
  • ФИО эксперта или наименование учреждения, проводящего экспертизу;
  • что должна установить экспертиза;
  • какие материалы предоставлены эксперту.

Замечание 1

В определении эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, а также эксперт должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, должны входить в область его специальных познаний. До того как определение будет направлено эксперту, с ним знакомятся лицо, совершившее нарушение, и потерпевшая сторона. Им должны быть разъяснены права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о проведении экспертизы указанными лицами, права ставить вопросы, на которые ответит экспертиза.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое доследственная проверка

Эксперт составляет заключение в письменном виде от своего имени. В заключении указывается: кто проводил экспертизу, на каких основаниях, содержательная сторона исследования. Эксперт должен дать обоснованные ответы на поставленные вопросы и в заключении сделать выводы.

Замечание 2

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, но тем не менее, несогласие с выводами экспертизы должно быть объяснено. Об этом говорится в ст. 26.4 КоАП.

Должностное лицо, которое осуществляет производство по делу имеет право брать образцы почерка, пробы и образцы товаров для проведения экспертизы, производить фото и видеофиксацию этих образцов. Образцы берутся в определенном порядке с составлением протокола.

Вещественные доказательства

Ими являются орудия или предметы административного правонарушения, сохранившие следы этого нарушения. Вещественные доказательства должны быть сфотографированы и приобщены к делу. Также запись о наличии вещественных доказательств должна быть внесена в протокол.

Судьей или другим органом должны быть приняты меры по сохранению вещественных доказательств в должном виде, а по окончании разбирательства должно быть принято решение в отношении вещественных доказательств. Документы признаются доказательствами, если они имеют отношение к рассматриваемому делу.

Документы могут быть в форме текста написанного от руки, машинописного текста, компьютерной печати, бланка и т.д. К документам относятся фотографии, видеозаписи, киносъемка, аудиозаписи, базы данных и другие информационные носители.

Замечание 3

К специальным техническим средствам относятся измерительные приборы, сертифицированные и проверенные метрологически. Показания технических средств заносятся в протокол или постановление по делу в соответствии со ст. 28.6 КоАП.

Для того, чтобы получить доказательства, должностное лицо имеет право направлять запросы, либо поручать отдельные действия по разъяснению дела должностному лицу соответствующей территории и органа, ее представляющего. Поручение или запрос по делу необходимо исполнить в течении 5 дней со дня его получения.

Замечание 4

Органы, осуществляющие производство по делу, и органы иностранных государств, обладающие компетенцией, взаимодействуют в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Об этом говорится в ст. 26.9 КоАП.

Судья или другой орган могут истребовать необходимые сведения посредством вынесения определения. Истребуемые сведения должны быть предоставлены в течение 3 дней с момента получения определения. Если административное правонарушение повлекло арест, то истребуемые сведения должны быть предоставлены незамедлительно.

Если такие сведения предоставить невозможно, организация обязана известить об этом судью в течение 3 дней. Судья или другой орган рассматривают полученные доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, согласно ст. 26.11 КоАП.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnyj-protsess/dokazatelnaja-baza-po-delam/

Конспекты юриста

доказательства в административном процессе

→ Курсовые → Курсовые по административному праву

План курсовой работы

Введение.

1. Характеристика понятия «доказательства» и правил установления фактических данных, признаваемых доказательствами.

  • 1.1. термина «доказательства по делам об административных правонарушениях».
  • 1.2. Установление фактических данных, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях.

2. Процесс доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях.

  • 2.1. Порядок сбора и применения доказательств в делах об административно наказуемых деяниях.
  • 2.2. Анализ материалов правоприменительной практики использования доказательств в делах об административно наказуемых противоправных деяниях.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение

Тема курсовой работы, касающаяся доказательства и доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях, является актуальной по ряду причин.

Во-первых, это обусловлено тем, что в нашей стране к административной ответственности полицией ежегодно привлекаются десятки миллионов правонарушителей – что можно подтвердить статистическими данными, указанными в приложении 1 к данной работе. И в каждом случае используются доказательства, которые устанавливают комплекс обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дел об административных правонарушениях.

Во-вторых, в обзорах по рассматриваемой теме отмечается, к сожалению, что количество возвращенных после оценки доказательств дел об административных правонарушениях для устранения недостатков каждый год составляет более ста тысяч случаев. То есть необходимо систематическое исследование материалов правоприменительной практики процесса доказывания для выявления типичных ошибок при осуществлении производства по делам обсуждаемого вида.

Если говорить о степени разработанности данной темы, то, безусловно, институт доказательства и доказывания уже являлись предметом научных исследований ученых, в том числе, Т.В. Казиной, А.В. Леженина, М.Н. Москаленко, Ж.М.

Хатовой и многих других, ряд работ которых перечислен в списке использованной литературы в данной курсовой работе.

Признавая значимость работы, проделанной указанными специалистами в области административного права, данное исследование основывается на их разработках рассматриваемой темы.

С учетом изложенного, целью исследования в представленной курсовой работе является осуществление комплексного анализа общественных отношений, которые возникают в процессе: регламентации нормативными актами доказательств и осуществления доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях, а также реализации этих нормативных положений в правоприменительной практике.

В соответствии с указанной целью в данной курсовой работе определены следующие задачи исследования:

  • — выяснить содержание понятия «доказательства по делам об административных правонарушениях»;
  • — определить, как устанавливаются фактические данные, которые признаются доказательствами в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • — обобщить основные характеристики осуществления процесса доказывания в производстве по делам, возбужденным по фактам выявления признаков противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • — проанализировать данные правоприменительной практики, касающиеся использования доказательств в производстве по делам рассматриваемого вида.

Методы исследования: в процессе работы автор руководствовался сравнительно-правовым, логико-классификационным и системно-структурным методами. В частности, проводился анализ нормативных правовых актов, статистических данных и литературы по теме работы, в процессе работы исследованы материалы практики правоприменения, судебной практики.

По структуре работа включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованной литературы, приложение.

↓ Скачать работу (docx)

Источник: https://law-student.ru/kursovye/dokazatelstva-i-dokazyvanie-v-proizvodstve-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah.html

Доказательства и доказывание в административном производстве

Определение 1

Под доказыванием понимается процесс в ходе которого устанавливается объективная истина по делу. В содержание процесса доказывания входят собирание, проверка и оценка доказательств.

Доказыванием по делу об административном правонарушении занимается судья или должностное лицо, уполномоченное на этом законом. Например, дела о лишении прав рассматриваются только в суде, в то время как привлечь лицо за употребление спиртных напитков в общественном месте вправе и сотрудник полиции.

Понятие доказательства

Определение 2

Доказательство — это данные, на основе которых должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может установить наличие либо отсутствие события правонарушения, а также вину лица и иные обстоятельства, которые могут быть важными для дела.

Доказательство является средством решения задач административного судопроизводства.

Предмет доказывания

В содержание доказательства входят сведения об обстоятельствах предмета доказывания. В предмет доказывания по административному делу входят:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • событие административного правонарушения — под ним понимают деяние (действие, бездействие) и последовавшие за ним последствия вместе с причинной связью.
  • время, способ, место совершения правонарушения, время правонарушения имеет значение при определении действия административного закона во времени и пространстве, а место — для установления подведомственности;
  • способ совершения правонарушения — это сущность и последовательность действий, произведенных с целью достигнуть противоправного результата, способ не может влиять на квалификацию, однако имеет значение при выборе наказания.
  • лицо, которое совершило административное правонарушение, сюда относятся установление фамилии, имени, отчества, места рождения, гражданства, социального положения в обществе (образование, место работы, отношение к воинской обязанности); здоровье, возраст и вменяемость;
  • вина лица, совершившего административное правонарушение, сюда входят вопросы о наличии либо отсутствии вины, ее характере (умысел или неосторожность), цель и мотив правонарушителя, отсутствие вины делает привлечение к административной ответственности невозможным;
  • обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность, доказывание отягчающих обстоятельств осуществляется еще на стадии административного расследования, иначе они не могут быть учтены при назначении наказания;
  • характер ущерба, причиненного правонарушением и его размер, установление ущерба зачастую требуется для правильной квалификации правонарушения, гарантирования защиты интересов потерпевшего, принятия мер по устранению ущерба. Ущерб может быть имущественным, моральным или физическим;
  • обстоятельства, которые исключают производство по делу, подобные обстоятельства необходимо доказывать только в случаях, если об этом возникнет особая необходимость;
  • иные обстоятельства, которые могут иметь значение для верного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Помилование в уголовном праве

Список обстоятельств, которые должны быть доказаны по делу, носящих важное значение для разрешения дела, является открытым и не может быть признан исчерпывающим. Так, могут подлежать доказыванию причина и условия, при которых было совершено административное правонарушение. Данные обстоятельства обязательными не являются, так как не влияют на судьбу субъекта, привлекаемого к ответственности, и квалификацию его действий.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/dokazatelstva_i_dokazyvanie_v_administrativnom_proizvodstve/

Доказательства в административном судопроизводстве

Доказательства по КАС РФ

Недопустимые доказательства в административном процессе

Обязанность доказывания

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию

Оценка доказательств

Доказательства по КАС РФ 

Доказательствами в административном процессе могут быть (ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):

  1. Объяснения участников дела. Могут выражаться в письменной или устной форме и наряду с другими доказательствами подлежат проверке судом (ст. 68 КАС РФ).
  2. Свидетельские показания. Могут излагаться устно и письменно. При этом такие доказательства должны соответствовать следующим критериям, чтобы быть принятыми судом:
  • свидетель должен указать источник получения излагаемой суду информации;
  • доказательства, основывающиеся на показаниях иных лиц, принимаются, если такие лица также были опрошены.
  1. Письменные доказательства — любые отвечающие требованиям закона информационные данные, зафиксированные на материальных носителях (акты, справки, деловая переписка, цифровые и графические материалы, материалы, полученные посредством использования электронной, цифровой, факсимильной связи, по каналу видео-конференц-связи и др., см. ст. 70 КАС РФ).
  2. Вещественные доказательства — предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для спора (ст. 72 КАС РФ).
  3. — и видеозаписи.
  4. Экспертные заключения (с различными видами экспертизы, порядком ее назначения и поведения, применением результатов можно ознакомиться с помощью статей, размещенных в блоке «Экспертиза»). 

Обратите внимание! Доказательства могут быть как представлены в суд по собственной инициативе участников спора, так и запрошены судом (п. 1 ст. 63 КАС РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Недопустимые доказательства в административном процессе

По КАС РФ доказательства должны соответствовать требованиям:

  • относимости, т. е. иметь значение для разрешения данного конкретного спора (ст. 60 КАС РФ);
  • допустимости, т. е. отвечать требованиям, установленным законом, чтобы быть принятыми судом как имеющими юридическое значение для разрешения конкретного спора (ст. 61 КАС РФ). 

Тема относимости и допустимости доказательств в иных видах процессов раскрыта в нашей статье «Относимость и допустимость доказательств (нюансы)».

Определенные доказательства, представленные в суд, могут быть признаны недопустимыми как по ходатайству заинтересованного лица, так и по собственному убеждению суда (пп. 2, 3 ст. 61 КАС РФ). При этом если производится оценка доказательства по ходатайству участника процесса, то должны быть соблюдены следующие правила (п. 25 ППВС № 36):

  • такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме;
  • бремя доказывания недопустимости оспариваемого доказательства возлагается на лицо, подавшее соответствующее ходатайство;
  • вопрос о допустимости такого доказательства разрешается судом после заслушивания мнений по этому поводу лиц, участвующих в процессе, или их представителей. 

Важно! Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на соблюдении принципов, закрепленных в пп. 2–6 ст. 84 КАС РФ. 

Обязанность доказывания 

Обязанность по доказыванию тех или иных фактов, на которых участник процесса основывает свою позицию в споре, по общему правилу возлагается на таких участников процесса (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Вместе с тем если разрешается спор о соответствии требованиям закона нормативного акта, решения органа публичной власти, действий или бездействия должностных лиц и органов, наделенных государственными или публичными полномочиями, бремя доказывания законности таких документов или действий/бездействия госорганов возлагается уже на административного ответчика.

Таким образом, административный истец, защищающий свои права и законные интересы или права и интересы неограниченного круга лиц, не обязан доказывать незаконность актов или действий органов, наделенных публичными полномочиями.

Однако такой административный истец должен сообщить суду:

  • каким нормам закона противоречит оспариваемый акт или действия административного ответчика;
  • на основании каких данных можно судить о том, что оспариваемым актом или действиями административного истца нарушены или будут нарушены права и законные интересы административного истца или неограниченного круга лиц;
  • иные факты, имеющие значение для объективного и справедливого разрешения спора.

Важно! Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении являются обязательными условиями для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными.

Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не будет (например, решение Шуйского горсуда Ивановской обл.

от 25.08.2017 по делу № 2а-1164/2017). 

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию 

Обратите внимание! Не нуждаются в доказывании:

  • Обстоятельства, являющиеся общеизвестными (п. 1 ст. 64 КАС РФ).
  • Обстоятельства, установленные уже вступившим в законную силу ранее принятым решением суда (если в административном процессе участвуют лица, в отношении которых данные обстоятельства доказаны, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства). Кроме того, такие обстоятельства не подлежат и оспариванию. При использовании данной юридической нормы надлежит исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, подразумеваются, например, органы госвласти, входящие в единую систему госорганов (в т. ч. ФНС РФ, ФТС РФ и т. п.), должностные лица соответствующей системы госорганов (п. 26 ППВС № 36).
  • Обстоятельства, признанные сторонами (ст. 65 КАС РФ). Такие обстоятельства в дальнейшем по общему правилу не подлежат проверке судом. Однако если у последнего все же имеются сомнения, что данное соглашение о признании обстоятельств не подписано под влиянием заблуждения, угрозы или без целей скрыть истинные обстоятельства дела, то суд не принимает указанное соглашение сторон, а сами доказательства подлежат проверке. 
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Судебно медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью

Оценка доказательств 

Как уже упоминалось выше, суд оценивает представленные доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (п. 1 ст. 84 КАС РФ).

При этом никакие обстоятельства не могут иметь для суда заранее определенной силы. Значимость тех или иных обстоятельств суд определяет в каждом конкретном случае.

При этом оценка на предмет соответствия требованию достоверности, допустимости и относимости производится в отношении каждого факта в отдельности, а достаточность и взаимосвязь — в совокупности с иными обстоятельствами дела.

Обратите внимание! Итоги оценки доказательств суд фиксирует в решении, в котором также указывается, какие именно обстоятельства и по каким основаниям приняты судом в качестве надлежащих доказательств, а какие и по каким причинам отклонены. 

*** 

Итак, категории доказательств, которые могут быть приняты судом в рамках КАС РФ, аналогичны категориям доказательств и в иных видах судебных процессов (см. также статьи «Доказательства в арбитражном процессе (особенности)» и «Особенности оценки доказательств в гражданском процессе»).

При этом доказательства должны соответствовать требованиям достоверности, допустимости и относимости. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств по общему правилу возложена на лицо, чья позиция в процессе на такие обстоятельства опирается.

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/dokazatelstva_v_administrativnom_sudoproizvodstve/

Статья 26.11. Оценка доказательств

Новая редакция Ст. 26.11 КоАП РФ

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Комментарий к Статье 26.11 КоАП РФ

1. Оценка доказательств — это мыслительная деятельность уполномоченного должностного лица, которая состоит в том, что он, руководствуясь законом и правосознанием, рассматривает каждое доказательство в отдельности и всю совокупность доказательств, определяя их относимость, допустимость, достаточность и достоверность для выводов по делу.

2. Относимость доказательств — это качество, определяющее, насколько данное доказательство может служить выяснению обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП.

Допустимость доказательств означает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.

Достоверность — это качество доказательства, характеризующее точность, правильность отражения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Достаточность доказательств — это качество совокупности имеющихся доказательств, необходимых для разрешения дела.

3. Принцип оценки доказательств уполномоченным должностным лицом по своему внутреннему убеждению является общепринятым в российской юрисдикционной деятельности. В то же время это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Другой к Ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процесс доказывания завершается оценкой доказательств, на основании которой происходит разрешение дела об административном правонарушении.

2. Оценка доказательств представляет собой мыслительную деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, в результате которой определяется их относимость, допустимость, достоверность и достаточность для обоснования выводов по делу.

3. Оценка доказательств как мыслительная деятельность протекает по своим логическим и психологическим законам. Вместе с тем она регламентирована КоАП РФ. Основное правило и одновременно принцип административного процесса — оценка происходит по внутреннему убеждению судьи, должностного лица, члена коллегиального органа.

Это означает, что, во-первых, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (при этом не только сила доказательств, но и их достоверность и достаточность определяются путем свободной оценки, без каких-либо заранее установленных правил); во-вторых, никто не может повлиять на оценочную деятельность субъектов.

4. Вопрос о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, доказанности тех или иных обстоятельств решается уполномоченными лицами, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Так, при проверке и оценке протоколов учитывается, насколько они корреспондируются с другими доказательствами, устанавливаются правовая логичность соответствующих протоколов, наличие данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий.

Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение установленных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

5. Заключение эксперта, как и любое иное доказательство, может проверяться и оцениваться путем сопоставления его с другими доказательствами, установленными по делу фактическими данными.

При оценке экспертного заключения особое внимание обращается на соблюдение всех требований этой процессуальной процедуры, на полноту и точность ответов эксперта на все поставленные вопросы; на соответствие описанных в заключении промежуточных результатов исследований конечным выводом эксперта.

При оценке содержания выводов экспертизы учитываются сведения, которые эксперт привел в порядке экспертной инициативы.

Проверяется, соответствует ли компетенция эксперта порученному исследованию, не превысил ли ее эксперт, пытаясь разрешить юридические вопросы, в частности касающиеся квалификации правонарушения, виновности определенного лица.

6. При исследовании и оценке удостоверяющих документов обращается внимание на их происхождение, наличие у должностного лица или государственных органов, организаций права на выдачу таких документов, соответствие формы и содержания документа установленным правилам. При необходимости могут быть запрошены по поводу содержания документа выдавшие его органы, опрошены лица, имеющие отношение к составлению документа. Проверяются подлинность документа и отсутствие в нем подделок и искажений.

7. При оценке вещественного доказательства учитываются обстоятельства, при которых оно было обнаружено, время, место и условия его обнаружения. Если в материалах дела нет данных о том, когда и при каких обстоятельствах обнаружен предмет, он лишается доказательственного значения. Учитывается возможность подделки вещественных доказательств, умышленного их создания или искажения свойств и признаков, а также возможность их уничтожения.

8. Оценка доказательств по внутреннему убеждению лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусматривает соблюдение следующих требований: 1) внутреннее убеждение субъекта должно быть обоснованным; 2) при оценке доказательств субъект должен руководствоваться законом, а также своим правосознанием.

9. Обоснованность внутреннего убеждения заключается в том, что доказательства должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Это означает, что внутреннее убеждение, будучи категорией субъективной, имеет объективное основание.

Требование обоснованности обязывает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, мотивировать свой вывод в постановлении по существу, ссылками на объективно существующие материалы дела, а не на свое субъективное видение.

10. Связанность законом при оценке доказательств проявляется прежде всего при оценке допустимости доказательств, поскольку именно в этом вопросе никакой свободы быть не может.

Оценка относимости доказательств имеет смешанную природу, поскольку содержит как формальные, так и содержательные моменты. В законе определены обстоятельства, подлежащие обязательному установлению по делу. И в этом случае доказательства, содержащие сведения об этих обстоятельствах, являются безусловно относимыми.

Для констатации этого не требуется никакого внутреннего убеждения: следует руководствоваться только законом. Иначе обстоит дело с косвенными доказательствами. Их связь с административным правонарушением не всегда очевидна, нередко подлежит тщательной проверке и оценивается без каких-то заранее установленных формальных правил, т.е.

на основе внутреннего убеждения.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-4/gl-26/st-26-11-koap-rf

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блог о юриспруденции